Не просто фантастика: блокбастер Бондарчука расширяет границы жанра

Бассейн, где можно утопить многоэтажный дом, 15 съемочных часов в воде и разрушенная Москва. По экранам страны шагает главный кинорелиз нового года — фантастический экшн «Вторжение» Федора Бондарчука. «Известия» рассказывают, почему этот фильм стал событием для российского кино.

С «Терминатором» по соседству

Действие «Вторжения» разворачивается во вселенной «Притяжения», кассового хита 2017 года, который только в российском прокате собрал более 1 млрд рублей. Заглавие нового фильма не лукавит. Если тогда с инопланетной чертовщиной имели дело главным образом жители столичного района Чертаново, то в этот раз всю Москву ждет полномасштабное вторжение инопланетян, которые умеют не только строить огромные межгалактические корабли, но еще эффектно заклинают водяные бури.

Фото: WDSSPR

По сюжету после событий первого фильма прошло три года. Военные проверяют Юлию (Ирина Старшенбаум) в секретной лаборатории, опасаясь, что она сама стала немного пришельцем из-за ее симпатии к Хэкону (Риналь Мухаметов). Тем временем на Землю неожиданно возвращается и он сам, причем явно не с хорошими новостями. Юле, Москве, да и всей нашей планете угрожает смертельная опасность, и положиться можно только на тех, кого любишь.

Первое, что бросается в глаза в новом фильме — это масштаб и качество спецэффектов. Над «Вторжением» параллельно работали две съемочные группы, и когда на самых сложных сценах их объединяли, на площадке одновременно могло находиться до 450 человек. Помимо Москвы съемки проходили в Калининграде, на Камчатке, а также на знаменитой Origo Studios под Будапештом, которую давно облюбовал Голливуд. Например, в соседнем павильоне в одно время со «Вторжением» снимался новый «Терминатор».

Именно на этой студии находится самый большой в мире открытый бассейн для съемок сложнопостановочных сцен, где можно утопить четырехэтажный дом. Тут и снимали вживую многие кадры московского восстания воды. Бесценные часы здесь провели многие артисты, но больше всех, конечно, «повезло» Ирине Старшенбаум. Ее личный рекорд — 15 часов в бассейне за одну смену. Перед съемками ей пришлось даже освоить азы дайвинга.

Ирина Старшенбаум в фильме «Вторжение»
Фото: WDSSPR
 

Строго говоря, именно вода — основа цивилизации пришельцев — стала одним из ключевых героев картины. Интересно, что сейчас на лучший документальный «Оскар» претендует еще одна русская картина с водой «в главной роли» — «Акварелла» Виктора Косаковского. Сам режиссер «Вторжения» Федор Бондарчук в интервью «Известиям» с упоением рассказывает о приключениях живительной и смертельно опасной влаги в своем фильме.

— [В картине есть] спецэффекты с волнами, водной фактурой, разной текстурой воды, подводными, надводными съемками. В Будапеште мы получили возможность погрузить в бассейн огромную декорацию — в нашем случае под воду уходило 12 тонн, — говорит Федор Бондарчук.

Кадры катастрофических разрушений сделаны с помощью новейшей компьютерной графики. Причем, многие районы города воссозданы весьма аутентично. Как шутят создатели, некоторые москвичи вполне могут узнать на экране свой дом. Как и на первом фильме, за спецэффекты отвечала студия Main Road Post Армана Яхина, который за эти три года, что прошли после релиза «Притяжения», успел стать членом Американской киноакадемии. За саунд-дизайн вновь отвечал Дэйв Уайтхэд, работавший на «Бегущем по лезвию 2049» и трилогии «Хоббит

 

Черное зеркало

Однако не только спецэффекты придают фильму масштаб. Любое большое кино обязано работать с большими темами. И «Вторжение» — фильм, конечно, не только о силе любви и атаке пришельцев.

— У фантастического (как и исторического) кино есть одна особенность. Оно не столько про другие времена и альтернативные реальности, сколько про то, что происходит «здесь и сейчас». И «Вторжение» не исключение, — поделился с «Известиями» киновед, кандидат искусствоведения Всеволод Коршунов.

Кадр из фильма
Фото: WDSSPR
 

Авторы и не скрывали, что «Притяжение» разрабатывало тему ксенофобии. Толчком к проекту стали события в Бирюлево — только этнический конфликт был масштабирован до межпланетного. В свою очередь, «Вторжение», отмечает киновед, курсирует уже между тремя основными темами.

Во-первых, это новые реалии информационной войны — новый враг невидим и находится в нашем девайсе, который мы воспринимаем как продолжение самого себя. Во-вторых, кино говорит о важности критического мышления — сегодня мы почему-то готовы верить всему, что транслирует черное зеркало цифрового экрана. Наконец, третья тема «Вторжения», более личная, — это сепарация от отца, взросление через разрыв родовых связей и поиск собственного пути.

— Иными словами, в фильме есть узнаваемые политические, социальные и — что более важно для меня лично — психологические элементы современной картины мира, — отмечает эксперт.

Вторжение жанра

Фантастика в новейшей истории российского кино — не частый гость. Из недавних примеров на ум приходит разве что дилогия того же Федора Бондарчука «Обитаемый остров» по роману братьев Стругацких. Причина дефицита проста, полагает глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов — это огромные бюджеты.

Кадр из фильма
Фото: WDSSPR
 
 

— Интерес к фантастике — это тенденция мирового кино. Но насколько российское кино будет справляться с этим жанром, во многом будет зависеть от успеха «Вторжения». По графике, технологиям в России есть большие специалисты, которые в том числе выполняют заказы для зарубежных проектов — с этим проблем в России нет. Однако фантастические фильмы всегда требуют больших бюджетов, которые окупить внутри страны сложно. Соответственно, кроме сборов внутри страны, продюсерам нужно выходить в Европу, Америку, Китай, — подчеркнул киновед.

Фильм «Притяжение» был продан минимум в 74 страны — в том числе выходил он и в китайский прокат. Продажи «Вторжения» еще продолжаются. В России картина стартовала в кинотеатрах только первого января, и за три дня проката ее уже посмотрел миллион человек.

Источник: IZ.r